Найдены артефакты древнего государства на дальнем востоке. Древнее государство на дальнем востоке

Отношения атаманов с Омском обострились после захвата в нём власти вице-адмиралом Александром Колчаком 18 ноября 1918 года. Колчак объявил себя «верховным правителем России». Семёнов и два других дальневосточных атамана отказались признавать его в этом качестве.

При этом Семёнов вёл напрямую переговоры с другими казачьими и белогвардейскими лидерами. Так, в декабре 1918 года к нему прибыл эмиссар Оренбургского казачьего войска полковник Рудаков с просьбой оказать содействие оренбургским казакам, попавшим в тяжёлое положение из-за наступления Красной армии. Семёнов распорядился выделить на помощь оренбуржцам дивизию и три бронепоезда, однако оренбургский атаман Александр Дутов якобы отказался принять эту помощь по политическим мотивам – из-за того, что Семёнов не подчинялся Колчаку. Впрочем, непонятно, как такая воинская сила могла быть отправлена из Забайкалья через территорию, подконтрольную Колчаку в условиях чуть ли не военного конфликта между ним и Семёновым.

Семёнов объявил блокаду «белой Сибири» со стороны Дальнего Востока и не пропускал грузов, отправляемых союзниками Колчаку по Транссибирской магистрали. Тем приходилось доставлять их Северным морским путём, через устье Оби, и то этот путь открылся лишь летом 1919 года. Таким образом, в решающий период своей борьбы с большевиками, зимой 1918/19 и весной 1919 года, армия Колчака была полностью лишена материального снабжения со стороны союзников, что стало не последней причиной её поражения.

Все переговоры о подчинении дальневосточного казачества Колчаку срывались Семёновым, за которым стояли японцы. В конце декабря 1918 года Колчак в письме главнокомандующему белыми армиями на юге России генералу Антону Деникину (сам Деникин получил это письмо только в апреле 1919 года) жаловался на то, что «поддерживаемые японцами так называемые атаманы Семёнов, Калмыков, Гамов со своими бандами образуют враждебную мне группу и до сих пор вопросы с ними не улажены, так как японцы открыто вмешались и воспрепятствовали мне вооружённой силой привести в повиновение Семёнова».

Эти строки показательны во многих отношениях. Во-первых, видно, что Колчак (а не Семёнов) был инициатором острого конфликта, стремясь добиться безусловного подчинения атаманов и не допуская компромиссов. Но с какой стати Семёнову, участвовавшему в борьбе с большевиками с первых дней гражданской войны, было подчиняться доселе никому не известному вице-адмиралу, привезённому в Омск англичанами? Во-вторых, Колчак называет дальневосточных казаков «бандами» не из-за их зверств, а только из-за неподчинения их атаманов. Это заставляет подозревать, что акцент на этих зверствах был сделан впоследствии умышленно, а на самом деле дальневосточные атаманы ничем в этом плане не отличались от самого Колчака и лояльных ему атаманов (Дутова, Анненкова и др.).

Государство Бохай (698—926 гг.) В конце VI — начале VII вв. тунгусские племена мохэ, населявшие территорию Приморья и смежные с ним районы Дальнего Востока, в своем развитии достигли такого уровня, когда имущественное неравенство внутри отдельных родо-племенных объединений привело к возникновению классовых различий.

К концу VII в. процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения классовых отношений охватил значительную часть мохэских племен. Угроза нападения со стороны могущественных соседей на племена мохэ способствовала ускорению объединения их в большие военно-племенные союзы, которые затем оформились в единое государственное целое. Так возникло в 698 г. первое средневековое тунгусское государство — королевство Бохай.

Государство Бохай в начале своего существования занимало небольшую территорию. Ко второй половине VIII в. Бохай превратился в могущественное государство на Дальнем Востоке. К этому времени его владения простирались на юге до королевства Силла, занимавшего территорию современной Южной Кореи, на востоке — до побережья Японского моря, на западе владения Бохая граничили с территорией киданей, на юго-западе — с владениями Китайской империи на Ляодуне, на севере Бохай включал земли вплоть до нижнего течения Амура. В основу административного деления страны были положены прежние владения племенных и родовых объединений мохэсцев. Вся территория государства была разделена на 15 округов (областей), 62 префектуры, 125 уездов. Главный политический и административный центр Бохая находился в Верхней столице, расположенной на правом берегу р. Хурхи (Муданьцзян), вблизи современного города Дунцзинчэна.

Во главе государства Бохай стоял кэду (король), указы которого «имели силу закона и ничто не приводилось в исполнение без его утверждения». Эти слова, характеризующие бохайских королей как единственных и полновластных правителей, свидетельствуют в то же время о том, что в Бохае так же, как и в ряде других государств Востока, «король является единственным и исключительным собственником всех земель в государстве» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, М—Л., 1929, стр. 491.)

Исполнительная власть в Бохае была сосредоточена в двух министерствах королевского правительства. В Левом министерстве разрабатывались проекты законов и обсуждались текущие дела. Правое министерство ведало записями королевских указов, исторических событий, жалоб и т. п. Кроме того, Левое министерство руководило ведомствами рангов, складов и пищи, а Правое министерство — ведомствами расчетов, военным и водным. Для государственного аппарата Бохая так же, как и для большинства стран Азии, были характерны, по славам К. Маркса, «три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX, стр. 347.).

Таким образом, в Бохае имелся сравнительно сложный чиновничье-бюрократический аппарат, который состоял, как говорил В. И. Ленин, «из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, или главным образом тем, чтобы управлять» (В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 440.)

Такая «публичная власть,— писал Ф. Энгельс,— существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству общества. Она может быть весьма незначительной, почти незаметной в обществах с еще неразвитыми классовыми противоположностями и в отдаленных областях» (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1952, стр. 177.)

Бохайски король опирался на чиновничий аппарат и родоплеменных вождей, при помощи которых эксплуатировались подвластные племена. Власть вождей подтверждалась королевским указом.

В данном случае мы имеем своеобразную форму раннефеодальной надельной системы, приспособленной к условиям, когда значительная часть подвластного бохайским королям средневекового тунгусского населения переживала процесс разложения первобытнообщинных отношений и закрепощения свободных общинников знатью.

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и таежным промыслами. Большого развития достигло ремесленное производство. В целом хозяйство бохайцев являлось смешанным. Широко осуществлялась специализация отдельных городов, префектур и округов в производстве определенных видов ремесленной, сельскохозяйственной и охотничье-промысловой продукции. Это способствовало заметному расширению торговых связей. Наряду с развитием обмена между племенами и районами, большое внимание придавалось меновой торговле Бохая с соседними государствами и народами, с которыми поддерживались постоянные политические, экономические и культурные связи.

Бохай обладал высокой культурой, на развитие которой оказали влияние соседние государства, а также тюркские и киданьские племена. В свою очередь Бохай сыграл положительную роль в развитии культуры народов Восточной Азии.

На территории Приморья в настоящее время известно несколько памятников бохайской культуры. Наибольший интерес представляют остатки двух буддийских храмов в долине р. Чапигоу вблизи с. Кроуновки в Уссурийском районе. Интересный материал был получен археологами во время раскопок Абрикосовского храма. Этот храм погиб в результате неожиданно вспыхнувшего в здании пожара. На месте бывшего храма археологи обнаружили многочисленные изделия из обожженной глины: богато орнаментированную черепицу, статуэтки будд (богов), голову докшита (демона) с устрошающе оскаленной пастью, изображения драконов и других мифических животных, различные лепные украшения в виде розеток и т. п. На одном из глиняных предметов изображен крест, что позволяет предполагать наличие в Бохае, наряду с буддизмом и шаманизмом, других видов религиозного мировоззрения, т. е. в данном случае несторианства, которое получило широкое распространение в странах Центральной Азии и Дальнего Востока в VII — IX вв.

Могущество Бохая было поколеблено борьбой народных масс и нападениями внешних врагов. Этим воспользовались киданьские племена, которые разгромили королевство и создали в 918 г. свою государственность, получившую известность под названием империи Ляо. На захваченной киданями части бохайской территории было создано вассальное от киданьского императора государство Восточный Дань. Однако, благодаря упорному сопротивлению со стороны покоренного народа, киданям не удалось захватить всю территорию Бохая. Тунгусские племена, обитавшие в восточных и северовосточных районах бывшего королевства Бохай, лишь номинально числились вассалами киданьских императоров и постепенно накапливали силы для вооруженной борьбы против захватчиков.

Государство чжурчженей (1115—1234 гг.). Чжурчжени, или нюйчжень, являются потомками тунгусских племен, входивших ранее в состав Бохая. В последовавшей вскоре после разгрома Бохая жестокой междоусобной борьбе между отдельными чжурчженьскими племенами, которым удалось сохранить свою независимость от киданей, победу одержало племя ванъян. Вождям этого племени удалось объединить вокруг себя значительную часть чжурчженьских племен и нанести крупное поражение киданям. После разгрома киданей предводитель чжурчженей Агуда объявил себя в 1115 г. императором, избрав для созданной им империи имя Айсинь, т. е. Золотой.

Разгромив киданей и уничтожив их государственность, чжурчженьские императоры устремляют свои алчные взоры на богатства соседнего Китая. В тяжелой войне между двумя могущественными империями победителями оказались чжурчжени, которым, несмотря на героическое сопротивление со стороны китайского населения, удается на длительное время на большей части территории Китайской империи установить свое господство, принесшее неисчислимые страдания простому народу Китая.

Вся территория чжурчженьской империи делилась на 19 провинций. Во главе государства находился император, который пользовался неограниченной властью. Исполнительную власть осуществлял Государственный совет. Ему подчинялось шесть министерств: чинов, финансов, церемоний, военных дел, общественных работ и уголовное. Сбором податей ведали особые казенные палаты.

Общественный строй чжурчженей в ХП—XIII вв. определяется прежде всего наличием феодальной собственности на землю. Собственниками земли являлись император и его родственники, придворная знать, духовенство. Им принадлежали лучшие наделы, им поступали доходы от земли.

Основным занятием чжурчженей было земледелие и животноводство, разводили главным образом коров, лошадей и свиней. Большую роль в жизни населения играли охота и рыбная ловля. Свои жилища ремесленники и крестьяне делали из дерева, обмазывая их снаружи глиной. Зимой чжурчжени носили меховую одежду, а летом — полотняную.

Наиболее распространенным религиозным мировоззрением среди чжурчженей являлся шаманизм. Наряду с этим часть населения исповедовала буддизм.

Общий культурный уровень чжурчженей был довольно высок. Важнейшим событием в культурной истории этого народа явилось создание собственной письменности. Чжурчженьская письменность служила, прежде всего, для деловой переписки, но со временем она явилась основой для создания собственной литературы, в первую очередь исторической.

В настоящее время на территории советского Приморья известно большое количество чжурчженьских памятников, главным образом городищ (обнесенных высокими земляными валами поселений). Два таких городища еще недавно находились в районе г. Уссурийска, на территории которых в свое время были обнаружены высеченные из гранита скульптурные изображения черепах, людей и т. п.

Остатки третьего большого укрепления вблизи Уссурийска имеются на Краенояровокой сопке. Здесь когда-то был центр чжурчженьского округа Субин (Суйфунского). Валы этого укрепления частично сохранились и достигают в некоторых местах б—8 метров высоты. В юго-восточной части городища находился так называемый «Запретный город», где располагались различные административные учреждения, дворцы и жилища местной знати. Население этого древнего города было хорошо подготовлено к обороне на случай длительной осады. В ряде мест в настоящее время видны остатки древних водоемов, у подножия крепостных стен встречаются небольшие скопления базальтовых ядер для камнеметных машин.

Археологические раскопки, которые были проведены на территории Краснояровского городища, а также на территории городища вблизи с. Николаевки, в долине р. Сучан, дали в руки историков чрезвычайно богатый материал, на основании которого уже сейчас можно говорить о сравнительно высоком уровне культуры чжурчженей, о талантливости и большом художественном вкусе этого народа.

В целом можно сказать, что время существования чжурчженьского государства явилось важным этапом в развитии экономики, социальных отношений и культуры предков теперешних тунгусских народов, населявших наш Дальний Восток в средние века. Государство чжурчженей приняло на себя мощный натиск монгольских армий. Первые удары монголов в Восточной Азии обрушились на чжурчженей. На протяжении более тридцати лет велась кровопролитная война, которую начал Чингисхан, а закончил его сын Угэдэй. Города и села чжурчженей были сожжены и разрушены, огромное количество населения было уничтожено и уведено завоевателями монголами в рабство.

После монгольского нашествия, о котором современники событий писали, как о «самой ужасной катастрофе и величайшем бедствии, подобного которому не видывали ни день, ни ночь на земле», а затем более чем векового монгольского ига, Приморье на протяжении многих столетий вплоть до первой половины XIX в. оставалось диким и малонаселенным краем, а уцелевшие здесь жители (нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки) в своем развитии были отброшены на несколько столетий назад и не могли уже собственными силами преодолеть вековую отсталость.

Древнее государство огромных размеров – Белые Люди на Дальнем Востоке

Почти безлюдный сейчас Дальний Восток был густо заселён в древности .

Там процветала Империя Чжурчженей – людей белой расы , – которая являлась наследницей высокоразвитой цивилизации, существовавшей там три тысячи лет назад…

В 50-х годах 20 века академик А.П. Окладников и его ученики открыли на Дальнем Востоке существование Золотой Империи Чжурчженей , существовавшей там в средние века. Она занимала территорию современного Приморского и Хабаровского краёв, Амурскую область, восточные районы Монголии, северные районы Кореи и всю северную часть Китая . Столицей этой огромной империи длительное время был Яньцин (ныне Пекин) . В состав империи входило 72 племени, население составляло по разным оценкам от 36 до 50 миллионов человек.

В империи было 1200 городов .

Империя чжурчжэней

Империя чжурчжэней покоилась на основе древнейших цивилизаций, которые существовали задолго до «Великого Китая» и обладали высочайшими по тем временам технологиями : там умели производить фарфор, бумагу, бронзовые зеркала и порох, а также обладали таинственными оккультными знаниями.

Бронзовые зеркала, которые изготавливались в империи чжурчженей, археологи находят на территории от Тихого океана до Каспия.

Другими словами, чжурчжэни пользовались этими достижениями намного раньше, чем это «открыли» китайцы . Кроме того, жители империи использовали руническую письменность , дешифровать которую ортодоксальная наука не в состоянии.

Однако все эти технологические достижения империя получила от предыдущих государств , располагавшихся на её территории гораздо раньше.

Самым загадочным из них является государство Шуби, которое, как полагают, существовало в I-II тысячелетии до н.э. Они обладали поистине уникальными знаниями, имели подземное сообщение в виде тоннелей со многими частями свой империи и сопредельными государствами.

Вполне возможно, что эти подземные ходы существуют и сейчас. Более того, скорее всего, существуют и подземные тоннели, ведущие к Курильским островам, Сахалину и Камчатке .

Например, известно, что идея соединить Сахалин с материком через тоннель, разрабатывалась ещё в конце 19 века, но реализована не была.

В 1950 году эту идею воскресил Сталин. 5 мая 1950 года Совет Министров СССР издал секретное постановление о сооружении тоннеля и резервного морского парома.

Вполне возможно, что секретность была вызвана и тем фактом, что планировалось не строить тоннель, а всего лишь восстанавливать то, что было построено в Древности .

Тоннель так и не построили. Сразу после смерти Сталина, строительство было свёрнуто .

Но вернёмся к Шуби . Это они изобрели порох, бумагу, фарфор и всё остальное, изобретение чего приписывают китайцам .

Кроме того, они создали удивительную систему распределения редких растений на территории своего государства. Иными словами, растения в Приморье не просто росли «как бог на душу положит», но их специально селекционировали, выращивали и рассаживали .

Красноречивым свидетелем этой селекции является тисовая роща на острове Петрова, а у подножья горы Пидан сохранилось несколько старых тисов, которых в крае больше нигде нет . Эту особенность приметил академик В.Л. Комаров, русский ботаник и географ, а военный топограф и этнограф В.К. Арсеньев, который исследовал Приморье в 1902-1907 и 1908-1910 годах, обнаружил, что границы тибето-маньчжурской флоры совпадали с границами ушедшей цивилизации Шуби .

Кроме этого В.К. Арсеньев нашёл и раскопал многочисленные города правильной формы и каменные дороги в тайге на плато Дадяньшань . Всё это красноречиво свидетельствует о масштабности ушедшей цивилизации . Остатки каменных дорог до сих пор сохранились в приморской тайге. Кроме этих осколков материальной культуры, сведений о цивилизации Шуби дошло до нас очень и очень мало, в основном они носят легендарный характер. Бохайские легенды государство Шуби называли ещё Страной Волшебных Зеркал и Страной Летающих Людей .

Ещё легенды утверждают, что все они ушли в подземный город, вход в который находится на вершине большой горы (скорее всего, гора Пидан), что они изготавливали волшебные зеркала, способные показывать будущее, из какого-то не совсем обычного золота. Из этого золота была изготовлена двухметровая статуя так называемой Золотой Бабы, которой, как древнему кумиру, поклонялись и бохайцы, и чжурчжени. Легенды повествуют, что золото это добывалось не на территории Приморья, но его приносили по подземным ходам из недр вулканов.

Когда города страны Шуби опустели, а бохайцы и чжурчжэни ушли под землю в царство шуби-птиц, они увезли с собой «сорок повозок, доверху загруженных золотом», исчезло и это золото.

Интересные сведения о загадочных зеркалах приводит современный писатель, путешественник и исследователь Всеволод Каринберг в своём эссе «Тайна “волшебных” зеркал или Матрица» :

«На китайских картинах, изображающих небожителей, путешествующих по облакам и вершинам мифических гор, часто видишь в руках их “волшебные” зеркала. “Волшебные зеркала” уже существовали в V веке, но книга “История древних зеркал”, в которой описывался способ их изготовления, в VIII веке была утрачена.

Выпуклая отражающая сторона отлита из светлой бронзы, отполированной до блеска и покрытой ртутной амальгамой. При разном освещении, если держать зеркало в руке, оно ничем не отличается от обычного. Однако под яркими солнечными лучами через его отражающую поверхность можно “смотреть насквозь” и видеть узоры и иероглифы на оборотной стороне. Каким-то таинственным образом массивная бронза становится прозрачной.

Шень Гуа в книге “Раздумья об озере снов” в 1086 году писал: “Есть “зеркала, пропускающие свет”, на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровки, они “проступают” на лицевой стороне и отражаются на стене дома, где их можно отчётливо видеть. Все они схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет…»

Так что же это за старинные иероглифы, которые уже в 11 веке не поддавались расшифровке китайскому учёному? В китайских источниках говорится о письме бохайского правителя, написанном непонятными для китайцев знаками, напоминающими отпечатки лап животных и птиц.

Более того, это письмо не читается ни на одном из языков тунгусо-манчжурской группы, в которую относят бохайцев и чжурчжэней. Поэтому, язык этот поспешили назвать нечитаемым и мёртвым.

Мы знаем ещё один язык – язык этрусков , который тоже «не читался» до недавнего времени, пока его не попробовали прочитать на русском языке.

То же самое случилось и с иероглифами, вернее рунами, летающих людей из империи Шуби. Их прочитали. И прочитали на русском языке. Смотрите работы В. Юрковца «Мы вспомним всё» и академика В. Чудинова «О письменности чжурчжэней по Юрковцу».

Более того, нам удалось разыскать изображения чжурчженских императоров . Вернее, не изображения, а бюсты, которые выставлены сегодня в китайском городе Харбине, в музее, который называется Музей Первой столицы Цзинь.

Император чжурчженей Тай-цзу, Ваньянь Агуда (1115-1123)

Император чжурчженей Тай-цзун, Ваньянь Уцимай (11235-1135).

Император чжурчженей Си-цзун, Ваньянь Хэла (1135-1149)

Император чжурчженей Хай Лин Ван, Ваньянь Лян (1149-1161).

Зеркало чжурчженей со свастикой.

На фотографиях представлены бюсты:

первого императора чжурчженей Тай-цзу, Ваньянь Агуда (1115-1123),

второго императора чжурчженей Тай-цзун, Ваньянь Уцимай (1123-1135) – младшего брата предыдущего императора;

третьего императора чжурчженей Си-цзун, Ваньянь Хэла (1135-1149) и

четвёртого императора чжурчженей Хай Лин Ван, Ваньянь Лян (1149-1161).

Обратите внимание на расовые черты императоров. Это люди Белой Расы .

Кроме того, на последнем рисунке представлен экспонат с раскопок Шайгинского городища, что в 70 км. к северу от г. Находка – уникального памятника культуры чжурчжэней на территории Приморского края. Это зеркало было обнаружено в 1891 г., а в 1963 г. были начаты раскопки этого памятника, которые продолжались до 1992 г. Как мы видим, на нём изображена свастика – солярный символ славяно-ариев.

Ещё в начале 20 века было кое-что известно о цивилизации чжурчженей, волшебных зеркалах, показывающих будущее и других артефактах этой империи. И это неудивительно, ведь территория Приморья входила в состав Великой Тартарии – огромной империи Белой Расы , в своё время занимавшей территорию всей Евразии .

О её существовании знали европейцы ещё в 17 веке, несмотря на тот факт, что Европа уже тогда была окончательно отторгнута от неё и занялась написанием своей «нэзалэжной» истории .

Там же показаны и неизвестные сегодняшней исторической науке государства, которые входили в Катай: Тангут и Тендук .

«В Академгородке Новосибирска профессором Ершовым в институте Программирования и Информатики проводились исследования по проблеме китайских зеркал. И, похоже, у них что-то прояснилось, если все выводы вдруг засекретили. Исследования проводились и в Ленинграде (Санкт-Петербург) в Электро-Механическом институте под руководством Жореса Алфёрова. Они показали, что сплав бронзы, из которой состоит зеркало, содержит помимо меди, олова, цинка ещё и редкоземельные элементы 6 и 7 группы: рений, иридий. В сплаве присутствуют никель, золото, ртуть, серебро, платина, палладий, а также из радиоактивных элементов – примеси тория, актиния, урана.

А особая светлая бронза лицевой поверхности зеркала для чего-то в больших количествах содержит фосфор. Предполагается, что при попадании на зеркало солнечного света сплав возбуждается и его радиоактивное излучение заставляет переднюю зеркальную поверхность в определённых местах светиться.

Есть в этих зеркалах ещё одна хитрость – спиральная навивка из многослойных металлических лент на ручке. Существует гипотеза, что через эту ручку биоэнергия человека передаётся зеркалу. И именно поэтому кто-то способен просто активизировать зеркало, а кто-то – увидеть в нём картины будущего.

Символы на задней поверхности зеркала действуют на психику человека, и именно они позволяют настроиться на картины тонкого мира. Сочетание редких элементов в сплаве, присущих китайским зеркалам, есть только на одном прииске. В 1985 году на о. Кунашире в бывшей закрытой зоне Японского Императорского заповедника на речке Золотая, рядом с вулканом Тятя, были обнаружены штольни, где японцы всю войну добывали золото, причём рудное, химически связанное, а не рассыпное, почему о нём никто и не знал.

И здесь мы опять подходим к тайне Бохайского золота . По преданию, уходя под землю, бохайцы увезли с собой «сорок повозок, доверху загруженных золотом».

Самым большим золотым слитком была Золотая баба – скульптура высотой около двух метров. И золото Шуби, и бохайское золото добывалось не на территории современного Приморья. Золото приносили по подземным ходам из подземной страны Шуби, из недр вулканов. Когда города страны Шуби опустели, золото исчезло.

Золото Шуби, или, если хотите, золото Бохая, приоткрывает одну тайну, из-за которой, может быть погибли исследователи тайн волшебных зеркал, первопроходцы в Приморье. Никто не предполагал, что бывает золото вулканов, тем более рудное.

Расплав выдавливает сквозь базальтовые породы, в некоторых «карманах» до 1200 грамм на кубометр грунта. Внутри вулканов – серебро, платина и редкоземельные элементы, причём очень редкие в природе.

Золото! Вот, на что воевала мировая держава Япония. Подземные ходы, ведущие к золотым вулканическим разработкам Курил, Сахалина, Камчатки, вполне возможно, существуют по сей день…»

Из года в год население Сибири и Дальнего Востока редеет, только за 2012–2015 Дальневосточный федеральный округ (ДФО) потерял 90 тыс. человек. Если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому, поэтому проект о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки. На каких условиях и кто может претендовать на участки в ДФО?

 

«Если не заселить Сибирь, мы ее неизбежно потеряем» (Эдуард Лимонов)

Минвостокразвития с сентября 2015 года разрабатывало проект, определяющий кто и как может получить землю на Дальнем Востоке бесплатно. Закон №119-ФЗ от 01.05.16 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, ...входящих в состав ДФО...» вступил в силу 01.06.16. Главная цель инициативы - остановить вымирание региона: привлечь население из других округов и удержать свое собственное. Закон предоставляет любому жителю страны в собственность безвозмездно 1 га земли на Дальнем Востоке с условием - освоение участка по назначению в течение 5 лет.

Зачем заселять Дальний Восток

Отток населения Западной Сибири и ДФО - итог внутренней миграции: трудоспособные граждане переселяются в более «хлебные», перспективные в плане деятельности и заработка европейские регионы страны. Сильнейшим центром притяжения россиян является Москва.

Статистика по Дальнему Востоку печальнее, чем у соседней Западной Сибири просто потому, что последний регион успешно восполняет народонаселение за счет мигрантов из ближних азиатских стран СНГ. Дальний Восток для узбеков, таджиков и киргизов неудобен и реально далек.

В Новосибирской области за 2015 год общий прирост населения на 80% был обеспечен миграционным приростом и лишь на 20% - естественным. При этом более трети мигрантов - въезжающие из СНГ, цифра растет ежегодно.

При этом ДФО - это богатейший регион России - леса, поля и реки, занимающие более трети площади страны.

На каждый квадратный километр Дальнего Востока приходится один житель. Ясно, что статистику портят малолюдные Чукотка и Якутия с неприветливым для проживания и почти любой деятельности климатом. Но даже после анализа территории и исключения «медвежьих углов» 23 % земель ДФО (140 млн га) признаны пригодными для освоения. Таким образом, 1,4 из 6,17 млн кв. км общей площади региона ждут хозяев.

Суть проекта: как получить гектар земли бесплатно

Кто может претендовать на дальневосточный гектар? Любой гражданин РФ однократно. По коллективной заявке (разрешены для групп до 10 граждан включительно) выдают участок из расчета 1 га на человека. Например, семья из 3-х человек сможет получить 3 гектара. С желающими получить землю заключается пятилетний договор безвозмездного пользования участком.

Как можно использовать полученный гектар? На любые законные цели. При этом сообщить о выбранном виде пользования (для создания личного подсобного или дачного хозяйства , индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства и т. д.) нужно в течение года с момента заключения договора безвозмездного пользования.

Стоит учесть, что из-за климатических, географических и прочих особенностей субъекты региона имеют разный экономический потенциал. Для организации производства и ведения сельского хозяйства наиболее благоприятны Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, для туристического бизнеса и создания рекреационных зон - Сахалин, Камчатский край и Приморский.

Когда и какую землю можно оформить в собственность? Если участок за 5 лет безвозмездного пользования освоен по заявленному назначению, и в течение указанного срока пользователь не нарушал земельное/лесное законодательство (или вовремя устранял нарушения):

  • земли лесного фонда предоставляются в долгосрочную аренду (до 49 лет);
  • прочие предоставляются в собственность бесплатно в пределах 1 га на гражданина.

Статья 7 закона содержит 25 причин, по которым заявителю могут отказать в предоставлении участка. Так, невозможно получить землю, зарезервированную для государственных/муниципальных нужд или инвестпроектов, расположенную на территории традиционного природопользования коренных народов. Не подлежат раздаче участки в особых экономических зонах, зонах опережающего/территориального развития и т. д. В области сельского хозяйства ДФО нацелен на тесное сотрудничество с Северо-Восточным Китаем, поэтому часть земельных ресурсов региона «забронирована» под текущие и будущие совместные проекты.

Пока участки российским гражданам предоставляют лишь в девяти пилотных районах. Уже в октябре 2016 года остальные территории ДФО будут подключены к проекту, а с февраля будущего года дальневосточный гектар сможет получить каждый житель РФ.

Закон №119-ФЗ установил некоторые ограничения в отношении полученных участков. Во-первых, переданные в безвозмездное пользование, в собственность или аренду земли нельзя передавать иностранцам (гражданам и организациям) ни на каком основании (продажа, аренда и др.). Во-вторых, местные власти вправе исключить из раздачи территории населенных пунктов и вблизи них: в радиусе 10 км от пунктов с числом жителей свыше 50 тыс. человек и 20 км - с населением свыше 300 тыс. Скорее всего, бизнес придется организовывать вне инфраструктуры городов и поселков.

Дальневосточный гектар - за 5 шагов и 30 дней

Законом предусмотрено создание специальной информационной системы (ИС) под проект для проведения процедуры электронным способом. Новый ресурс - https://надальнийвосток.рф/ - позволяет получить участок удаленно, без выезда в ДФО.

Таблица 2. Процедура получения земли через ИС*

Действие

Зарегистрироваться на сайте https://beta.gosuslugi.ru/

Зайти с использованием полученных на шаге 1 логина и пароля на портал (ИС) https://надальнийвосток.рф/

В ИС выбрать на кадастровой карте участок - самостоятельно задать его границы, используя инструменты карты.

В ИС сформировать и отправить электронное заявление в уполномоченный орган (см. перечень на https://надальнийвосток.рф/), который в течение 20 рабочих дней должен решить: удовлетворить прошение или отказать. В первом случае в личный кабинет пользователя поступает договор о безвозмездном пользовании.

Подписать договор о безвозмездном пользовании земельным участком.

Узнайте, какие варианты господдержки для малого бизнеса предусмотрены в РФ.

Примеры из прошлого, или Фермерам не беспокоиться

По закону №119-ФЗ цели использования земель могут любыми, от ИЖС до организации любого бизнеса. Однако исходя из характера бизнес-планов, предложенных на сайте ИС , складывается впечатление, что на Дальнем Востоке ждут в первую очередь «освоителей» сельскохозяйственных земель и лесного фонда. Аграрная колонизация азиатской России не новое явление. Как это было организовано в прошлом?

Начиная со второй половины 19-го века, переселение в Западную и Восточную Сибирь происходило с переменным успехом и разной степенью участия государства:

  • немногочисленные и мало контролируемые властями случаи миграции крестьян за Урал в 1870-1890 гг. были связаны с отменой крепостного права и представляли собой самовольный захват земель;
  • оживление переселению придали начинания С. Ю. Витте в 1890-1906, государство предлагало выезжающим незначительную помощь;
  • самый результативный, хорошо организованный приток населения в Сибирь и Дальний Восток был инициирован П. А. Столыпиным и длился с 1906 по 1914 гг.

За период 1861-1905 в Сибирь (Западную и Восточную) мигрировали примерно 1,82 млн человек, за 1906-1914 - 3,04 млн (около 2% от количества жителей России), всего - 4,86 млн человек. Аграрная колонизация второй половины XIX и начала XX веков дала Центральной полосе Сибири более 3 млн жителей, Дальнему Востоку (Приморью и Приамурью) - около 500 тыс. жителей.

За 8 лет переселения по-столыпински в азиатской России обосновалось людей в 1,7 раза больше, чем за предшествующие 40 лет. Успех объясняется прекрасной организацией процесса и достаточным финансированием: размещением и устройством новоселов занималось Переселенческое управление, бюджет которого в 1914 году составил 30 млн рублей (в 1894 - меньше 1 млн).

Скоро на Дальнем Востоке каждый россиянин сможет получить свой гектар земли. В отличие от столыпинского, современный проект заселения ДФО не предусматривает ссуд на обустройство, льготного переезда, столыпинских вагонов для перевоза скота и скарба. Государство не будет формировать сеть переселенческих организаций на местах; не озадачивается предварительным межеванием, строительством дорог, новых больниц и школ, подведением коммуникаций; не организует склады с сельхозтехникой. Сегодня земля на Дальнем Востоке предлагается в состоянии «как есть», все прочее, необходимое для жизни и бизнеса в неосвоенном по сути регионе должно «нарасти» само.

Но главное отличие сегодняшней социальной инициативы правительства от проекта позапрошлого века - в площади выделяемых земель. Во времена интенсивного заселения Сибири (1906-1914) норма земли составляла 15-20 десятин на мужскую душу, т. е. 16-22 га (1 десятина = 1,09 га). Служилым людям, бывшим казакам и офицерам, предлагали 30-50 и 200 десятин соответственно. Другой век - другие агротехнологии? Посмотрим, сколько земли нужно для реализации современных проектов, бизнес-планы которых опубликованы в ИС.

Таблица 3. Необходимая площадь для организации фермерских, охотничьих и рыболовных хозяйств

Вид землепользования

Оптимальный субъект ДФО для реализации

Необходимая площадь земельного участка*

Создание рыболовного хозяйства

Хабаровский край

Создание охотничьего хозяйства

5 га плюс 50 арендованных га

Кролиководство

360 кв. м, без покосов

Питомник по выращиванию растений

Еврейская автономная область

Выращивание крупного рогатого скота (молочное производство)

Приморский край

3 га плюс 100 га, арендованных под покос

Выращивание клубники в открытом грунте

не указан

2-3 га (для смены поля в 1 га раз в три года)

Выращивание овец (мясное производство)

Амурская область

Выращивание коз (молочное производство)

не указан

1 га на начальном этапе, без покосов

* - В бизнес-планах указан минимум площади.

Таким образом, на 1-2 га реальны лишь проекты по созданию кроликофермы , питомника по выращиванию плодово-ягодных культур да ЛПХ. Развертывание остальных хозяйств требует более обширных территорий. Если принять во внимание хороший сельскохозяйственный потенциал части субъектов региона, то удивительна «прижимистость» закона в отношении к потенциальным фермерам. А ведь увеличение площадей наделов земли хотя бы до столыпинского минимума (15-20 га) могло не только сообщить проекту более «фермерскую» окраску, но и дать ощутимые результаты.

«Крестьянское хозяйство можно создать только на 30-50 гектарах. А на одном гектаре нельзя создать ничего, только китайские теплицы поставить сплошняком - тогда будет окупаться» (Герман Стерлигов)

Таким образом, разработчики проекта ставку на сельхозпроекты (по крайней мере, с участием российского МСБ) не делают, как не считают раздачу дальневосточных гектаров и мерой по активизации экономической активности региона. Экономическую отдачу от инициативы ожидают, но лишь в качестве отложенного эффекта. Озвученная цель принятого закона - повышение интереса россиян к Дальнему Востоку, т. е. привлечение «столичных жителей» поближе к Тихому океану.

По своим целям и перспективам для россиян запущенный проект довольно невнятен. Но камень брошен, посмотрим, какие будут круги на воде.


Великие державы для достижения своих геополитических целей часто используют марионеток. Японская империя не была исключением.

В 1931 году японцы создают марионеточное государство — Великую маньчжурскую империю (Маньчжоу-Го), начинается эмиграция русских в интернациональный Шанхай. Активность милитаристской Японии в Северо-Восточней Азии способствовала признанию Соединенными Штатами Советского Союза. Америка еще со времен Гражданской войны выступала против усиления Японии, рвущейся к ресурсам российского Дальнего Востока и Сибири.

Японцы не планировали включение Сибири и Дальнего Востока в состав своей империи. По аналогии с Маньчжоу-Го предполагалось после оккупации создать новые марионеточные государства к востоку от Байкала. При этом ставка делалась на национальные эмигрантские группировки в Маньчжурии. Только в Харбине действовали многочисленные антисоветские организации, включая «Народно-монархический союз», «Дальневосточный казачий союз», «Российский общевойсковой союз», «Всероссийская фашистская партия», «Союз торгово-промышленников», «Организация украинских националистов» (ОНУ), а также другие эмигрантские группировки.

На основе открытых архивов советских спецслужб расширились знания о белой эмиграции в Маньчжурии. О проекте создания украинского государства на российском Дальнем Востоке я узнал впервые в конце 90-х годов из статьи историка Леонида Кураса, опубликованной в сборнике научных трудов в Улан-Уде и неоднократно об этом писал в геополитических публикациях. Например, Маньчжоу-Го и марионеточное украинское государство

Немногочисленная «Организация украинских националистов» в Маньчжурии стала союзником Страны восходящего солнца в надежде создания независимого антирусского государства на Дальнем Востоке. Они были разочарованы великими европейскими державами, не предоставившими независимость Западно-украинской народной республике. И согласно распространённой национальной идее, решили «залечь» под японцев. И Японская военная миссия в марионеточном государстве Маньчжоу-Го обещала украинскую государственность.

Перед ОНУ ставилась задача наладить связи с украинским населением Зеленого Клина, красноармейцами-украинцами Дальневосточного особого военного округа и репрессированными украинцами из дальневосточных лагерей ГУЛага. В Харбине были организованы радиопередачи и издавались газета на украинском и журнал об Украине на английском языке, а в Токио вышел «Кобзарь» Тараса Шевченко на японском.

В 1934 году в Харбине на правах филиала берлинской организации гетмана Скоропадского была создана Украинская военная организация «Сич», которая могла стать ядром будущей дальневосточной украинской армии. И хотя в Маньчжоу-Го проживало немногим более 11 тыс. украинцев, местная Японская военная миссия придавала этому факту большое значение. Украинцы были вторыми после русских по численности в советском Приморье, где составляли треть населения (313 тыс. человек). Японцы предполагали использовать движение украинцев «за самостийность» в Европе и создать буферное государство в советском Приморье, где существовал так называемый «зеленый клин», заселенный малороссами. Японцы планировали спровоцировать антисоветское восстание украинцев Приморья и с помощью диаспоры в Харбине создать буферную Гетманскую Дальневосточную Украинскую Республику. Ожидалось, что восстание поддержат воины-украинцы, служащие в Особой Дальневосточной Армии, остро переживающие трагедию голодомора.

В качестве лидера украинского государства на Дальнем Востоке японцы хотели видеть гетмана Скоропадского, находящего в эмиграции в Берлине. Но гетман как истинный православный украинец в этот раз отказался на роль главной марионетки.

Тогда Японская военная миссия в Маньчжурии сделала ставку на атамана Г.М. Семенова, пообещав ему создание марионеточного русского, преимущественно казачьего, государства в Забайкалье. Но забайкальский казаки в эмиграции не поддержали японцев, так как атаман их предал и бежал из Читы на самолёте во время их отступления из Забайкалья.

Для создания антисоветского государства японцы делали ставку и на Всероссийскую фашистскую партию, образованную в 1925 году в Харбине под впечатлением успехов итальянского дуче Муссолини. Партия объединяла и русскую диаспору в других частях света и насчитывала в начале 30-х годов до 30 тыс. человек. Поэтому только с учетом этих знаний становится понятным, почему с приходом Красной Армии, начались репрессии и практически перестал существовать русский Харбин.

Но что такое «Зеленый клин»? «Клинами» в украинских источниках называют места компактного проживания украинцев в процессе российской колонизации на восток. Выделяются «Желтый клин» в среднем и нижнем Поволжье, «Малиновый клин» на Кубани и «Серый клин» на юге Западной Сибири Северного Казахстана.
В начале 50-х годов мой отец был избран председателем колхоза в преимущественно украинском селе Вольное на Нижней Волге. Там еще сохранялся украинский разговорный язык. По последней всероссийской переписи населения 2010 года абсолютное большинство жителей села уже идентифицировали себя как русские.
В Википедии (если кто не знает, что это американский проект) статья о «Зеленом клине» украинцев на российском Дальнем Востоке размещена на 10 языках. На карте все Приамурье и Приморье закрашено зеленым цветом. Источник — неработающая ссылка на статью в львовском журнале за 1931 год.

Зеленый украинский клин на Российском Дальнем Востоке образовался преимущественно в Приморском крае, колонизация которого осуществлялась морским путём на судах Доброфлота из Одессы. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года на территории Дальневосточного края украинцы составляли 18,1 % населения. В 30-е годы некоторые районные газеты выходили на украинском языке. В начале 70-х годов я еще застал села с преимущественно украинским населением. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Приморском крае проживало 50 тыс. украинцев или 2,6% от численности населения. С прекращением искусственной «украинизации» 20-х годов дальневосточные малороссы постепенно определились со своей русской самоидентификацией.

***
Неудавшийся опыт японцев по созданию марионеточного украинского государства взяли на вооружение Соединенные Штаты, организовавшие в 2014 году государственный переворот на Украине. Украинские «казаки» от оранжевой власти оказались мягкотелыми, и не смогли создать антирусское государство. Но после очередного Майдана благодаря Госдепу США были назначены истинные марионетки из американских тоталитарных (антиправославных) сект, усиленные американской гражданкой, литовцем и грузином. Во главе антирусского государства поставили евреев, что вызывает обеспокоенность в израильском обществе среди тех, кто не забыл историю и 1918 год на Украине.

Один из организаторов переворота, посол США на Украине в интервью СМИ похвалил себя за проделанную работу «нынешнее (украинское) правительство — мирового класса»