Инновационные методы обучения в высшем образовании

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Выходные данные сборника:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Черкасов Михаил Николаевич

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва

INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS’ TRAINING

Mikhail Cherkasov

PhD of Economics, the assistant professor «MATI - Russian State Technological University named after K.E.Tsiolkovsky», Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется преподавателями вузов. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.

ABSTRACT

The issues of the day of introduction, development and use of innovative receptions and methods in the process of educating of students are exposed in the article. The analysis of front-rank and modern innovative tool that is used by the teachers of Institutions of higher education is conducted. Advantages of innovative approach are reasonable as compared to the traditional forms of preparation of students.

Ключевые слова: обучение; вуз; инновации; студент; активные инструменты; специалист; информационные технологии.

Keywords: educating; institution of higher education; innovations; student; active instruments; specialist; information technologies.

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики . Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов . Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества . Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию . Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Рассмотрим некоторые из представленных методов более подробно.

В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. . При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального. Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей . Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых - индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:

· основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;

· соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;

· индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;

· интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;

· открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Список литературы:

  1. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. - 2012. - № 4. - С. 103-113.
  2. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 182-188.
  3. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 201-206.
  4. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. - 2012. - № 1. - С. 76-84.
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)

Инновационные методы обучения

И их применение в общеобразовательных

Учреждениях г. Омска

Введение………………………………………………............................................

1. Теоретическое и методическое исследование проблемы использования инновационных методов обучения..........................................................................

2. Система инновационных методов обучения и образовательный процесс в вузе.............................................................................................................................

3. Результаты проведённого исследования............................................................

4. Заключение и выводы ……………………………….........................................

Введение.

В настоящее время, в условиях ужесточения конкуренции на рынках труда, несомненно, повышаются требования и к молодым специалистам, выпускникам ВУЗов. С огромной скоростью происходит также смена приоритетов общества: в условиях научно-технического прогресса и стремительно врывающихся в нашу жизнь новых технологий, требования к будущим работникам также претерпели некие преобразования. Главные характеристики успешного работника – это не только механическое знание своей профессии, но и его духовное богатство, а также умение общаться с людьми, иными словами, главные характеристики любого успешного, а особенно, начинающего работника - это компетентность, мобильность, коммуникабельность.

Несомненно, эффективность познания и овладения профессиональными навыками, предлагаемыми ВУЗами в основном зависят от познавательной активности самого студента, однако, нельзя поспорить и тем, что уровень знаний завит также и от того, в каких условиях обучался будущий специалист: индивидуальных или коллективных, авторитарных или же гуманистических, с опорой на восприятие, внимание, память или же с опорой на весь личностный потенциал в целом. Немалую роль играют методы обучения, которые, по моему мнению, должны постоянно совершенствоваться, чтобы ВУЗы могли выпускать конкурентоспособных специалистов, идущих в ногу со временем.

Актуальным является поиск эффективных методов и форм обучения, повышающих качество обучения специалистов.

Цель работы : раскрыть эффективность инновационных методов обучения, используемых в общеобразовательных учреждениях г. Омска, на примере Омского регионального института.

Объект исследования – образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования – инновационные методы обучения студентов в вузе.

В соответствии с целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: эффективность формирования новых знаний и умений студентов, повышения интереса к предметам, социальной компетентности может быть достигнута посредством использования инновационных методов обучения, используемых в образовательном процессе в вузе.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, социологической литературы и изучения педагогического опыта изучить понятийный аппарат исследования, связанный с использованием инновационных методов.

2. Разработать систему наиболее эффективных инновационных методов, используемых в вузе, на примере Омского регионального института.

3.. Осуществить внедрение системы методов в образовательный процесс по с целью проверки их эффективности.

Методологическими основами исследования явились : идеи гуманизации образования (В.П. Зинченко); теория методов обучения (М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Т.И. Щукина и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие группы методов исследования : теоретические (анализ и синтез философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы, моделирование, проектирование, сравнение, обобщение); эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование), методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований.

Исследование осуществлялось с 2010 по 2012 гг. в несколько этапов :

1. Предварительный этап : анализ литературы по проблемам использования методов обучения в вузе.

2. Теоретический этап: разработка теоретико-методологических основ исследования, уточнение научного аппарата исследования и формулировка научной гипотезы.

3. Экспериментальный этап: организация и проведение исследования.

4. Заключительный этап : обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов, формулирование выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:

1. В выдвижении системы инновационных методов обучения, используемых в общеобразовательных учреждениях г. Омска, на примере ОмРИ.

2. В теоретической и методической разработке понятийной базы исследования. Практическая значимость заключается в том, что:

1. Предложена и проверена на практике система инновационных методов обучения в вузе.

2. Разработана программа и апробирована методика использования инновационных методов, таких как, имитационные методы, метод Case-study, метод учебной дискуссии, деловые и ролевые игры, метод мозгового штурма, метода альтернативного выбора, метод нерешаемых задач, метод ситуационных задач в процессе преподавания экономических дисциплин.

Апробация, практическое внедрение и проверка предложенной системы инновационных методов обучения осуществлялась в Омском региональном институте (ОмРИ) (2010-2012 гг.)

Результаты докладывались на Межвузовских конференциях, проводимых в контексте темы работы.

Основное содержание работы

Теоретическое и методическое исследование проблемы использования инновационных методов обучения в вузе

Термин "метод" уходит корнями к греческому слову "methodos", означающему путь или способ продвижения к истине.

В педагогической литературе мнения относительно определения понятия "метод обучения" и его роли для будущих специалистов расходятся.

"Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом", - считает И. Ф. Харламов. По Бабанскому Ю.К., методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Метод обучения - способ организации познавательной деятельности учащихся, так определяет данное понятие Т. А. Ильина.

Проблема выбора методов обучения в ВУЗах остается актуальной и по сей день, как в теоретическом плане, так и непосредственно в самой практике. К данной проблеме просто необходимо уделять должное внимание, ведь в зависимости от её решения находится не только сама деятельность преподавателей и студентов, но и сам учебный процесс, и его результат, а, следовательно, и конкурентоспособность будущих специалистов.

Что касается классификации методов обучения, то в данном вопросе также нет однозначного ответа, в педагогической литературе и работах выдающихся деятелей педагогики предоставляются самые разные варианты классификаций.

В своей работе я остановлюсь на классификации А.М.Смолкина , которая используется наиболее часто.

Смолкин А. М. различает так называемые имитационные методы обучения, то есть те методы, в которых при проведении занятий имитируются будущая профессиональная деятельность подготавливаемых специалистов. Все остальные методы, по его мнению, относятся к не иметационным, например, лекции или сами занятия.

В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые и неигровые. Первые предполагают проведение деловых игр или же делового проектирования, а вторые - решение ситуационных задач , анализ конкретных ситуаций и так далее.

Если обобщить сходные методы обучения, то можно выстроить так называемую модель обучения . В современной педагогике известны три модели обучения:

1) Пассивная, когда студенты выступают в роли "объекта" обучения. Классическим примером являются лекции, где преподаватель монологом рассказывает и объясняет материал, лишь изредка задавая слушателям наводящие вопросы.

2) Активная, где студенты сами могут проявить свои творческие и усвоенные в процессе обучения навыки, являясь "субъектом" обучения. (Самостоятельные работы, практические задачи, творческие задания.)

3) Интерактивная модель обучения предусматривает некое взаимодействие. Например, моделирование различных жизненных ситуаций, где упор делается не на индивидуальное, а именно совместное, коллективное решение проблемы.

Разумеется, что все эти модели хороши в той или иной степени и ни один современный ВУЗ не использует лишь одну из этих моделей. В основном ВУЗы используют совокупность всех этих моделей обучения.

Однако, по моему мнению, современным ВУЗам просто необходимо делать акцент на интерактивной модели обучения и уделять ей соответствующее внимание, ведь будущим работникам нужны не только теоретические знания и умение решать "простейшие" для их специальности задачи, но и способность ориентироваться в сложившихся жизненных ситуациях, быстро искать решение сложных, порой даже абсолютно нестандартных проблем, которые не должны вводить молодого специалиста в состояние "ступора" только потому, что его этому "не учили" в институте или он не знает, как применить весь "ком" теоретических знаний, полученных им за годы обучения в ВУЗе, на практике.

Первым плюсом учебного процесса, опирающегося на использование интерактивной модели обучения , несомненно является то, что в работу включены все студенты группы без исключения. Это означает, что "просто посидеть" на паре у студента не получится. Ему дана своя роль и конкретная ситуация, требующая решения. Студент переносится в эту ситуацию, мысленно моделирует её, вживается в роль, представляет себя уже "готовым" специалистом, после чего начинает искать решение данной ему проблемы. Вторым плюсом будет являться то, что интерактивное обучение строится на совместной деятельности, где каждый вносит свой индивидуальный вклад в общую работу, а это значит, что идет обмен идеями, знаниями и способами деятельности.

Интерактивные методы основываются на принципах взаимодействия и активности студентов, опоры на групповой опыт и, конечно же, предполагают обратную связь, что является третьим плюсом данной методики обучения, что особенно важно для вузов Омска.

Хотя активность преподавателя и уступает место активности студентов, и его основной задачей является ведение участников "игры" к самостоятельному поиску решения проблемы, всё же он также является одним из основных источников информации и выполняет роль "фильтра" этой информации.

Иными словами, даже если задача окажется непосильно сложной для студентов, преподаватель частично объяснит её решение и направит участников "игры" на правильный путь.

Итак, интерактивное обучени е предполагает "самостоятельное выпутывание" обучающихся из сложных ситуаций, поэтому я считаю, что его следует применять для достаточно взрослых обучающихся, так как для школ и средне-специальных учреждений данная модель может оказаться довольно сложной. Но для студентов ВУЗов она будет являться колоссальным опытом решения ситуаций, которые могут и явно будут встречаться им во "взрослой" жизни молодого специалиста.

Кроме того, по моему мнению, эта модель обучения полезна также и тем, что она поможет усвоить материал даже самому ленивому студенту, так как она чаще всего является своеобразной игрой, которая заинтересует студента намного больше, чем, простая самостоятельная работа или решение банальной задачи.

В интерактивных методах обучения есть некая сложность, заключающаяся в предоставлении обратной связи. Когда что-то "бездумно" выполняется, то обучение по определению не может быть эффективным, но в то же время самым важным является не просто что-то обдумать, а сделать выводы, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал будущего специалиста. Основным моментом, бесспорно, будет являться данный в процессе решения ситуационной задачи опыт, образующий почву для рассуждения, размышления и выводов.

В своей работе я приведу краткую информацию об основных инновационных методах интерактивного обучения, используемого в Омском региональном институте.

Тренинги. Под данным методом понимают обучение, в котором основной акцент делается на практической отработке изучаемого студентами материала, с помощью процесса моделирования специально заданных ситуаций. Для экономических вузов – этот метод является инновационным и эффективным, поскольку направлен на решение стыковых профессионально-личностных задач.

В тренингах могут использоваться разнообразные методы и техники активного обучения: групповые дискуссии, ролевые, деловые или же имитационные игры, представляющие собой разбор конкретных ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Использование в Омском региональном институте тренингов, главным образом, направлено на повышение общего уровня компетентности обучающихся в экономической области, но он также способствует развитию у каждого студента эффективных навыков межличностного общения, усвоению знаний и алгоритма решения управленческих задач, что также понадобится им в будущем. Кроме того, данный метод позволяет разрабатывать лидерский потенциал участников "игры".

Учебная дискуссия заключается в проведении по конкретной проблеме групповой учебной дискуссии, при небольшой группе студентов (от 6 до 15 человек). В ходе нее идет обмен основной информацией и знаниями, мнениями и идеями обучающихся, а, как известно, что без обмена мнениями, сопровождающимися спорами, в которых "рождается истина", никакое, а особенно духовное, развитие человека и общества просто невозможно.

Основное отличие учебной дискуссии от других видов дискуссий состоит в том, что для преподавателя, организующего данный метод обучения, результат, как правило, уже известен, а решение представленной проблемы уже найдено наукой. Главной задачей здесь является самостоятельный поиск обучающимися подходов к решению поставленной перед ними задачи, что приводит к быстро и эффективно запоминающимся новым знаниям. Данный метод является инновационным и не должен быть забыт в преподавании в Омских вузах.

Case-study (Сase-study - англ. яз., Fallstudie - нем. яз.). Данный метод представляет собой анализ конкретных практических ситуаций, целью которого является научить слушателей анализировать информацию, при этом выявлять основные проблемы, оценивать их и находить пути решения, формулируя различные программы действий. Очень важно, что здесь сочетается индивидуальная работа каждого студента и коллективная работа всей группы обучающихся.

В результате проведения анализа сначала индивидуально, а затем обсуждения различных его вариантов в группе, у каждого обучающегося появляется широкое представление о самой проблеме и альтернативе путей её решения, что способствует развитию навыков анализа и планирования, так необходимых в будущем.

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале ХХ века педагогом Джоном Дьюи Деловые и ролевые игры представляют собой ряд активных методов обучения, образующих в комплексе ролевую игру с различными и даже зачастую противоположными интересами участников. Ролевые и деловые игры способствует формированию не только профессиональных навыков и навыков планирования, но и развивают у обучающихся такие качества, как коммуникабельность, толерантность, самостоятельность мышления, умение работать в коллективе и малых группах. На занятиях по социальной экологии широко используются деловые игры по глобальным экологическим проблемам.

От преподавателя нашего вуза здесь требуется большая предварительная подготовка к организации данной игры, а также умение прогнозировать результаты ее проведения, чтобы после ее окончания подвести итоги и сделать выводы.

Завершается деловая игра подведением итогов, а основное внимание направляется на объективный анализ проблемы и выявлению наиболее оптимальных путей ее решения, что несомненно будет является колоссальным опытом для студентов.

Большинство деловых игр в нашем вузе проходят в форме согласованного группового поиска решения, что требует вовлечения в процесс всех обучающихся. Об этом методе можно сказать, что он является по своей сути особой формой коммуникации.

Итак, инициативность студентов в учебном процессе - главная отличительная черта интерактивных методов обучения, так как преподаватель здесь выступает в роли помощника в поиске информации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что ход, а главное результат обучения, приобретает для обучающихся личностную значимость и позволяет развивать им способность самостоятельного распознавание проблемы, ее анализа и путей решения.

  • III. Анализ и синтезявляются и методами исследования, и методами обучения (применяются при решении задач, доказательстве теорем, при формировании математических понятий).

  • Инновационные методы обучения - новые пути развития вузовского образования

    МЕШКОВА Н.С. – ст. преподаватель

    ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева филиал в г. Таштаголе

    Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.

    Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.

    Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

    Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

    Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

    В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

    Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе.

    Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное.

    Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

    Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

    Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

    Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.

    Проблемное обучение - 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).

    Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

    Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

    Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.

    Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

    Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.

    Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах: организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества образования.

    Список литературы.

    1. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс]// http://sinncom.ru

    2. По материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal

    3. По материалам сайта Открытый класс, сетевые образовательные сообщества, Суворина В.Г. [Электронный ресурс] //

    60-е годы ХХ века характеризуются поиском новых методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации выступают устойчивый интерес учащихся к знаниям и их самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий. Новые методы обучения получили название активных или инновационных. Они отличаются от традиционных такими особенностями, как «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности, повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с учителем; формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения.

    Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:

    · формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;

    · развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;

    · развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

    · развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

    Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами. В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

    Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает при создании ситуаций проблемности; сотрудничества и кооперации; коллективного взаимодействия; управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся; вовлечения обучаемых в постоянную активную деятельность и др.

    Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли учителя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.

    Инновационные методы обучения подразделяются на имитационные (от лат. imitatio – подражание кому-, чему-либо; воспроизведение в разнообразных вариантах) и неимитационные.

    Имитационные методы обучения связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Такое моделирование позволяет превратить обучение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами процесса обучения, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной и других областей жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.


    Имитационные методы обучения, в свою очередь, могут быть игровыми (ролевые и деловые игры, игровое проектирование и др.) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг и др.).

    Игра как метод обучения представляет собой имитацию проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагмeнты. Применяются несколько видов игр:

    · организационно-деятельностные игры (ОДИ), предусматривающие организацию коллективной учебно-познавательной деятельности на основе развертывания содержания образования в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ – «сделать» группу единицей процесса обучения, но при условии сохранения личной позиции каждого;

    · ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения;

    · деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.).

    Дидактические (учебные) игры , в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Это игровой вариант учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

    Дидактические игры можно классифицировать по различным основаниям:

    Характеру деятельности различают игры физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

    - ступени обучения в средней школе выделяют дидактические игры в младших, средних и старших классах;

    - времени проведения игры классифицируют на кратковременные (игры-летучки и т.п., длящиеся до 10-15 минут); средневременные (укладывающиеся в рамки одного урока); долговременные (игры с «продолжением», охватывающие несколько уроков);

    - основной дидактической задаче различают игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    - доминирующей цели обучения игры бывают познавательные, воспитательные, развивающие;

    - характеру игровой методики различают игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;

    - предметной области игры классифицируют в соответствии со школьными дисциплинами;

    - игровой среде различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения;

    - характеру познавательной деятельности игры бывают репродуктивные, продуктивные, творческие.

    Дидактическая игра в процессе обучения задается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к игровой деятельности. При этом дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Дидактическая игра в отличие от традиционных методов обучения обладает прежде всего развивающим эффектом, который зачастую превалирует. В ней происходит не только обучение, но и оказывается воздействие на личность учащихся в целом.

    Игровое проектирование как метод обучения имеет своей целью стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Суть данного метода – переход от теории к практике через соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

    В основе игрового проектирования лежит учебный проект – не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности. Фактически задаются тема, цель и результат, условия организации самостоятельно-групповой деятельности и материально-техническое оснащение этой деятельности. Для учеников проект выглядит как задание, которое они могут выполнить, так как они уже вполне компетентны в ряде проблем, многое знают и умеют, им остается показать, на что они способны. Цели обучения здесь закамуфлированы.

    Игровые проекты можно разделить на пять основных групп.

    1. По доминирующей в проекте деятельности различают следующие проекты:

    - исследовательские , которые полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (выделение актуальности исследования, формулирование проблемы, объекта, предмета, обозначение задач и методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования);

    - творческие – это такие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта; оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д..;

    - ролевые, в которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы; участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями). Результаты таких проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра;

    - прикладные (практико ориентированные) , отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированных на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования: программа действий, рекомендации, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, cцeнapия всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов;

    - ознакомительно ориентировочные (информационные) проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; в них предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эти проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры: цель проекта, его актуальность, источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.), обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и ее результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), резентация (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции и т.п.). Подобные проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

    2. По предметно-содержательной области выделяют следующие проекты:

    - монопроекты – в рамках одной области знания, например литературно-творческие, естественно-научные, экологические, культуроведческие, спортивные проекты;

    - межпредметные проекты, которые выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, направленные на решение той или иной достаточно сложной проблемы, значимой для всех участников проекта.

    3. По характеру координации различают следующие проекты:

    С открытой координацией, когда координатор проекта выполняет свою функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, в случае необходимости организуя отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

    Со скрытой координацией, когда координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей основной функции, а выступает как полноправный участник проекта (один из них).

    4. В зависимости от количества участников проекты бывают:

    - личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

    - парные (между парами участников);

    - групповые (между группами участников).

    5. По продолжительности выполнения различают следующие проекты:

    - кратковременные – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы. Они могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;

    - средней продолжительности (от недели до месяца);

    - долговременные (от месяца до нескольких месяцев).

    В процессе игровой проектной деятельности выделяют три основных этапа: организационно-подготовительный; технологический; заключительный.

    На организационно-подготовительном этапе перед учащимися ставится проблема; они должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними формулируется цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности на данном этапе выступают личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся являются приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении данного этапа учащиеся выполняют самоконтроль и самооценку.

    На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность», производят самоконтроль и самооценку работы. Цель данного этапа - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки; средства - инструменты и оборудование, с которыми работают учащиеся; результат - приобретение знаний, умений и навыков.

    На заключительном этапе происходят окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят расчеты, экологическое и мини-маркетинговое исследование, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

    В завершение всего оформляются результаты проектных исследований, участники защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками. После окончания работы учащихся над творческим проектом учителю необходимо организовать выставку проектных работ или провести конкурс.

    На всех этапах создания проекта - от зарождения идеи до воплощения ее в материале - учитель проводит практические занятия со всем классом, уделяя при этом внимание каждому ученику, или с бригадами (группами учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре общения. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при этом для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.

    Анализ конкретных ситуаций – неигровой метод обучения, суть которого заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент.

    Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление учащихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

    По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация проблема – учащиеся находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка – учащиеся дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация – учащиеся получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем; ситуация-упражнение – учащиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.

    Выбор вида конкретной ситуации зависит от таких факторов, как характер целей изучения темы, уровень подготовки учащихся, наличие иллюстративного материала и технических средств обучения; индивидуальный стиль деятельности учителя.

    К неимитационным методам обучения относятся проблемные семинары, тематические дискуссии, проблемные лекции, круглые столы, эвристические методы. Среди последних, в свою очередь, выявляются такие методы обучения, как «мозговая атака», синектика, эвристические вопросы, микрооткрытия, многомерные матрицы, свободные ассоциации, инверсия, погружение, эмпатия и др.

    Метод «мозговой атаки» (от англ. brain storming- штурм мозгa) – это метод стимуляции творческой активности учащихся. Основу этого метода составляет эвристический диалог Сократа, учитывающий ряд психологических и педагогических закономерностей. Так, например, коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально. Кроме того, в обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей состоят в том, что они предполагают равенство всех членов группы при обсуждении. Метод «мозговой атаки» позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение. Существует несколько разновидностей метода «мозговой атаки».

    Прямая «мозговая атака» - это метод коллективного генерирования идей, цель которого заключается в том, чтобы собрать как можно большее количество идей, освободить мышление от инерции, преодолеть привычный ход мысли при решении творческой задачи. Метод прямой «мозговой атаки» запрещает критиковать предложенные учащимися идеи, поощряет разные реплики, шутки. Число учащихся группы обычно составляет от 4 до 15 человек. При этом необходимо, чтобы учащиеся группы имели разный уровень подготовленности и познавательной активности.

    Время проведения «мозговой атаки» составляет от 15 минут до 1 часа. Отбор идей ведут эксперты, которые оценивают их в два этапа. Вначале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем определяется самая оптимальная из них с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

    Массовая «мозговая атака» аналогична прямой «мозговой атаке», только аудитория ее гораздо больше (от 20 до 60 человек). Это дает возможность значительно увеличить эффективность генерирования новых идей. Присутствующих делят на малые группы численностью по 5-6 человек, которые самостоятельно проводят прямую «мозговую атаку».

    «Мозговой штурм» - это еще одна разновидность метода «мозговой атаки», которая сопровождается критикой высказываемых соображений. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала обучаемых при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей.

    Метод синектики (синектика – объединение разнородных элементов) применяется для стимулирования творческой aктивности учащихся. Он создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций.

    Вначале участников коллективного поиска решения в рамках данного метода знакомят с механизмами творчества. Одни из этих механизмов (операционные) можно развить в процессе обучения. К ним относятся прямая, личная и символическая аналогии. Развитие других (нетрадиционных) механизмов не гарантируется, хотя обучение может их «пробудить». Это интуиция, способность к абстрагированию, к ассоциативному мышлению, применение оригинальных метафор и элементов игры.

    Применяя метод синектики, нужно избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сводит на нет дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ позволяет прояснить проблему, четче сформулировать ее. Если решение проблемы не отыскивается, следует предпринять повторный анализ ситуации, вызвавшей проблему. Можно также представить проблему как совокупность задач.

    Выдвижение идей, их отбор но многом зависят от руководителя творческой группы, его личностных качеств и организаторских способностей. Он должен уметь задавать вопросы, к месту вставлять реплики, уточнения, разъяснения. Одним словом, его задача - создать обстановку, пробуждающую активность мыслительной деятельности.

    Метод эвристических вопросов, или метод ключевых вопросов , применяется с целью накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации для систематизации уже имеющейся информации. Эвристические вопросы стимулируют процесс выработки новых стратегий и тактик решения творческой задачи. В практике обучения такие вопросы называют наводящими .

    Метод эвристических вопросов базируется на принципах проблемности, оптимальности, когда искусно поставленные вопросы снижают проблемность до оптимального уровня; дробления информации – разбиение задачи на подзадачи, виды, подвиды; целеполагания – каждый новый вопрос формулирует новую цель на данном уровне решения подзадачи.

    Метод эвристических вопросов прост в применении, продуктивен для любых задач, развивает интуитивное мышление. Однако он не в полной мере способствует появлению действительно оригинальных идей и не обеспечивает абсолютного успеха в решении творческих задач.

    Метод микрооткрытий , разработанный Е.С. Синицыным, имеет в своей основе эвристическую беседу . Очередная микропроблема выдвигается перед классом или аудиторией, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить. Трудность вопроса тщательно дозируется с соблюдением принципа волны -легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние - очень трудными. Легкие вопросы содержат наводящей информации больше, чем вопросы средней трудности, в трудных вопросах ее еще меньше. Для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. Главное условие - соблюдение взаимосвязи вопросов, т.е. каждый последующий вопрос должен учитывать все предшествующие. При использовании этого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самим учеником. Учителю отводится роль режиссера всех этих открытий.

    В методе микрооткрытий гармонично сочетаются все элементы неимитационных методов («мозговой атаки», коллективного обсуждения, синектики и др.).

    Метод многомерных матриц – это метод морфологического анализа. Он нацелен на решение проблем, имеющих сравнительно небольшое число уже известных элементов и нуждающихся в поиске еще неизвестных новых элементов.

    Зачастую новое - это нестандартная комбинация уже известных элементов (устройств, процессов, идей) или известного с неизвестным. Целенаправленно и системно решая проблему, метод многомерных матриц позволяет избежать многих ошибок, поскольку основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы. Достоинство метода многомерных матриц состоит в том, что он позволяет не только решить сложную творческую задачу, но и порождает много новых оригинальных идей. Недостатки и ограничения данного метода заключаются в том, что при решении задач средней трудности в матрице оказываются сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального не прост.

    Метод свободных ассоциаций связан с поиском все новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи. В процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи. Из новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы. Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию или понятие, которые могут служить основой установления новых ассоциативных связей в процессе генерирования новых идей. Применение этого метода требует отсроченного критического анализа.

    Метод инверсии (обращения) ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

    Метод инверсии основан на принципе дуализма, т.е. диалектического единства противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статических и динамических характеристик объекта изучения, внешних и внутренних сторон объекта и т.д. Если не получается решить задачу с начала до конца, следует попытаться решить ее от конца к началу.

    Метод погружения уходит своими корнями в теорию познания и исходит из того, все знание конструируется субъектом познания и поэтому представляет собой сугубо личное явление. В этой связи учащиеся сами конструируют свое знание, а учитель постоянно открывает перед ними возможность использования тех знаний, которыми они уже владеют.

    Овладение знаниями должно быть естественным следствием заинтересованности самих учеников, поэтому они, как правило, сами выбирают все материалы для чтения и пишут сочинения на темы, которые их интересуют. Учитель же положительно относится к их попыткам самовыражения и готовит класс для выслушивания произведения ученика. При этом обмен учащихся мнениями и взглядами является значительным вкладом в процесс формирования ими своего знания. Учитель поэтому учит детей взаимодействовать между собой в процессе обучения.

    Готовность рисковать и делать ошибки - необходимое условие метода погружения. Проходя различные уровни «ошибочности», дети формируют собственные взгляды, учителя поощряют в учащихся самостоятельность, умение самоорганизовываться и относиться к своим ошибкам как к неизбежным в обучении.

    Метод эмпатии (от греч. empatheia - сопереживание) часто называют методом личной аналогии . Специфика его состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процедурами мышления. Круг аналогий включает конкретные и абстрактные аналогии живой и неживой природы, в которых могут быть установлены другие аналогии (по форме, структуре, функциям, процессам и т.д.).

    При применении метода эмпатии продуктивен такой прием, как гиперболизация - значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов объекта или его частей. Весьма плодотворна личная аналогия в решении творческой задачи, связанной с техническим объектом, когда ему приписывают чувства, эмоции самого человека. Иными словами, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим.

    Метод эмпатии, таким образом, опирается на отождествление субъекта творческой деятельности с объектом и предметом творческой деятельности, и переосмысление функций изучаемого предмета посредством «вживания» в образ изобретения. Данный метод предполагает создание фантастических образов, которые разрушают «барьеры здравого смысла» и могут натолкнуть на оригинальные идеи.